Суббота, 18.05.2024, 17:09Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Категории раздела

Христианская литература [2]
Всё что касается Бога и жизни церкви
Научная литература [0]
Всё что касается научного взгляда на мир
Полезные статьи [2]
Всё что не вошло в первые две категории, но тем не менее заслуживает внимания

Наш опрос

Любите ли Вы изучать Ветхий Завет?
Всего ответов: 6

Друзья сайта

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Христианская литература

Описание смерти Христа с медицинской точки зрения
В этой статье я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей, или страданий, Иисуса Христа. Мы проследим Его путь из Гефсиманского сада на суд, затем после Его бичевания, шествие на Голгофу и в конце концов Его последние часы на кресте...
        Я начал с изучения того, как практически осуществлялся акт распятия, то есть истязания и лишения жизни человека пригвождением его к кресту. По всей видимости, первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военачальники возобновили эту практику в странах Средиземноморья - от Египта до Карфагена. Римляне переняли это у карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили в эффективный способ казни. Об этом пишут некоторые римские авторы (Ливии, Цицерон, Тацит). Некоторые нововведения и изменения описываются в древнеисторической литературе. Я упомяну только некоторые из них, имеющие отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0.5-1 метра ниже вершины - как раз такую форму креста мы считаем сегодня классической (позже такой крест был назван латинским). Однако, в те дни, когда наш Господь жил на земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы "тау" или нашей буквы "Т"). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств того, что Иисус был распят именно на таком кресте.
        Вертикальная часть, или ножка, обычно постоянно находилась на месте казни, и осужденный человек должен был нести древо креста, весившее около 50 килограмм, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники средневековья и эпохи Возрождения изображали Христа несущего целиком весь крест. Многие из этих художников и большинство скульпторов сегодня изображают гвозди вбитыми в ладони Христа. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между малыми костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвет ее сквозь пальцы под действием веса тела осужденного. Это ошибочное мнение, возможно, явилось результатом неправильного понимания слов Христа, обращенных к Фоме - "Посмотри на мои руки". Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки.
        Небольшую дощечку с надписью, говорящей о преступлении осужденного обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Эта табличка вместе с древком, прикрепленным на вершине креста, могла создать впечатление формы, характерной для латинского креста.
        Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих их аспектов, я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, единственный врач среди учеников - единственный, кто упоминает об этом. Он пишет: "И в мучениях еще усерднее молился Он. И, словно капли крови, падал на землю пот Его".
        Современные исследователи использовали все мыслимые попытки, чтобы подыскать объяснение этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть.
        Многих напрасных усилий можно было бы избежать, обратившись к медицинской литературе. Описание явления гематидроса, или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается и литературе. Во время большого эмоционального напряжения мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и возможно, шока. Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий Христа отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит вас, но это необходимо для того, чтобы следовать нашей цели - рассмотреть только физические аспекты страданий Христа. После ареста ночью Христа привели в Синедрион к первосвященнику Каиафе; здесь Ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что Он молчал и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого дворцовые стражники надели Ему повязку на глаза и издевались над Ним, требуя сказать, кто из них плевал на Него и бил по лицу.
        Утром Христа, избитого, жаждущего и изможденного после бессонной ночи ведут по Иерусалиму в преторию крепости Антония, где находился прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Вам конечно известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий, и Он был приведен обратно к Пилату.
        И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно вопроса о том, служило ли бичевание прелюдией к распятию. Большинство римских авторов того времени не связывают вместе эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Христа и ограничиться этим, а решение о смертной казни было принято под давлением толпы, утверждавшей, что прокуратор не защищает должным образом кесаря от человека, называющего себя Царем Иудейским.
        И вот идет подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда и Его руки привязываются над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли римляне соблюдать иудейский закон относительно бичеваний. У иудеев был древний закон, по которому при бичевании запрещалось наносить более сорока ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали ни том, чтобы ударов было тридцать девять, то есть в случае ошибки при счете закон, тем не минее, не был нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах.
        Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. В начале тяжелые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и, наконец, приводя к разрыву кровеносных сосудов в мышечной ткани.
        Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями, и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящий этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание, наконец, прекращается.
        Христу, находящемуся в полубессознательном состоянии, развязывают руки, и Он падает на камни, залитые Его кровью. Римские солдаты решают теперь позабавиться над этим провинциальным евреем, заявляющим, что Он царь. Они набрасывают Ему на плечи одежду и дают в руки палку в качестве скипетра. Но нужна еще корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для разведения костра) и сплетают венок, который затем надевают Ему на голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив Его лицо, легионеры берут у Него трость и бьют ею по голове, чтобы терновые шипы еще глубже врезались в кожу. Устав, наконец, от этой садистское забавы, они срывают с Него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах и ее срывание, так же как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль, почти такую же, как если бы Христа снова хлыстали плетью, и раны опять начинают кровоточить.
        Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают Ему одежду. Тяжелое древо креста привязывают к Его плечам и процессия, состоящая из осужденного Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, возглавляемых сотником, начинает свое медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, Ему это не удается, и Он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжел, и было потеряно много крови. Грубая поверхность дерева раздирает кожу на плечах. Иисус пытается встать, но силы оставляют Его. Сотник, проявляя нетерпение, заставляет некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, взять и нести крест вместо Иисуса, который в холодном поту и теряя много крови пытается идти сам. Путь длиной около 600 метров от крепости Антония до Голгофы наконец завершен. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.
        Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом - слабоанестезирующую смесь. Он отказывается от нее. Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как вбить тяжелый квадратный кованый гвоздь в запястье руки и пригвоздить ее к кресту. Он быстро проделывает то же самое с другой рукой, стараясь не тянуть ее слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки креста, после чего прибивается табличка с надписью: ИИСУС НАЗАРЕТЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.
        Левую ступню прижимают сверху к правой пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъем ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястья, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдает в пальцы и пронзает всю руку и мозг - гвоздь, вбитый в запястье, давит на срединный нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, он приподнимается, перенося вес своего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.
        В этот момент происходит еще одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей пульсирующей боли. И эти судороги лишают Его возможности приподнять тело. Из-за того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могут сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подтянуться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в легких и крови судороги частично ослабевают и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени он произносит семь коротких фраз, которые ведены в Святом Писании:
        Первую фразу Он произносит, когда смотрит на римских солдат, деляших Его одежду, бросая жребий: "Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят".
        Вторую, когда обращается к раскаивающемуся разбойнику: "Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мной в раю".
        Тpeтью, когда видит в толпе Свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: "Женщина, вот сын твой" и "Вот мать твоя".
        Четвертую, повторяющую второй стихо 21-го псалма: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?"
        Наступают часы непрекращающихся мук, судороги пронзают Его тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отдается каждое движение когда Он пытается приподняться, так как раны на спине вновь раздираются о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце. Вспомним слова из 21-го псалма (стих 15): "Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей." Все почти кончено - потеря жидкости в теле достигла критической точки - сдавленное сердце все еще пытается перекачивать густую и вязкую кровь черед сосуды, измученные легкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха.
        Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания.
        Иисус издает крик: "Меня мучает жажда!" - это Его пятая фраза.
        Вспомним другой стих на пророческого 21-го псалма: "Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной."
        Губка, смоченная в дешевом кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров подносится к Его губам. Он, видимо, ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, Он чувствует холодное дыхание приближающейся смерти. И тогда Он произносит свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной агонии: "Свершилось".
        Его миссия искупления грехов человеческих завершена, и Он может принять смерть.
        Еще одно последнее усилие - Христос снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляет колени, делает вдох и произносит седьмую и последнюю фразу: "Отец, в Твои руки передан дух Мой!".
        Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казненных сняли с крестов. Обычныо казнь через распятие завершалась перебиванием у осужденных костей голени. Тогда жертва не сможет больше приподниматься на ногах, и вследствие большого напряжения в мышцах груди наступает быстрое удушье. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда солдаты подошли к Иисусу, то увидели, что в этом уже нет необходимости, и таким образом сбылись слова Писания: "кость Его да не сокрушится". Один из воинов, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил Его тело в области пятого межреберья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна 19:34 говорится: "...и тотчас истекла кровь и вода". Вода вышла из объема вокруг сердца, а кровь - из пронзенного сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью - от удушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в перикардии.
        Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку - и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же благодарны мы должны быть Богу за Его милосердие к человеку и чудо искупления грехов!

С. Трумэн Дэвис, М.М., М.Н. (из журнала "Arizona Medicine", март 1965 г.)
Категория: Христианская литература | Добавил: iveron (01.04.2010)
Просмотров: 2553 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz